Сделать стартовой Добавить в избранное Wap

Новости

Лидия Боброва представила курянам свой последний фильм

11:15 02 ноября 2009

Лидия Боброва представила курянам свой последний фильм

В минувшую субботу, 31 октября, в Курск презентовать свой последний снятый фильм «Верую!» приехала кинорежиссёр, лауреат Государственной премии России Лидия Боброва.

Перед премьерой киноленты, снятой по мотивам рассказов Василия Шукшина, Лидия Алексеевна пообщалась с курскими журналистами.
- Лидия Алексеевна, ваши фильмы высоко отмечены на российских и мировых кинофестивалях. Что не фильм, то почётная награда. Что есть в ваших работах, что так потрясало жюри?
- Самой не совсем удобно и нескромно отвечать на такой вопрос. Мне задавали этот вопрос на различных фестивалях, в частности, во Франции ко мне подошёл студент киношколы после просмотра фильма «В той стране» и спросил «Что такое в вашем фильме, что так трогает? Мы смотрим голливудские фильмы, где есть всё: и техника, и камера, но нет чего-то того, что есть в вашем фильме». Мне кажется, ответ прост – я люблю этих людей, люблю страну, в которой родилась и в которой все мы живём, и знаю изнутри жизнь тех людей, про которых рассказываю.
- Скажите, чем вас привлекает Василий Шукшин?
- Я люблю его как актёра, режиссёра. Дело в том, что я родилась и выросла в глубинке, среди таких людей, о которых писал и снимал фильмы Шукшин. И когда мы впервые всей семьёй прочитали его книгу, кажется, это были «Беседы приятные в уме», то мы были потрясены тем, как он знает нашу жизнь. В те годы, 60-е, 70-е героями экрана были академики, лётчики, актёры. А простой человек оказывался на обочине кинематографической жизни, и как бы его и в стране не существовало. Поэтому то, что Василий Макарович рассказывал о жизни, обо мне, о моих родных, он стал мне сразу дорогим, родным, близким человеком. Когда он умер, с октября 1974 года я шла к этому фильму по мотивам его рассказов. Это было чувство такой невосполнимой потери и для нашего кино, и для нашей культуры, и лично для меня, что я подумала, что если я не приду в кино, то уже так снимать и так рассказывать о народе, как это делал Шукшин, никто не сможет. Я поняла, что должна продолжать его дело. И я поступила во ВГИК на сценарный факультет, стала писать сценарии, которые оказались никому не нужными. Сценарий «Ой вы гуси…» я предлагала многим режиссёрам. И я поняла, что если не стать самой режиссёром, то и смысла не было заканчивать ВГИК. Поэтому я поступила на высшие режиссёрские курсы и снимаю фильмы по своим сценариям. 

- Почему вы назвали фильм «Верую!»
- У него есть рассказ под названием «Верую!», рассказ, который лёг в основу фильма. И верую я как автор фильма в наш народ и в наше будущее, и в то, что Бог не оставит нас.
- Фильмы «Бабуся» и «В той стране» вы снимали в Архангельской области. Чем обусловлен выбор места съёмок?
- Прежде всего, там замечательные люди и именно народ, сохранившийся в чистоте и сохранивший свою душу живой. Мне много приходится ездить по России, и скажем, на Кубани, в Краснодарском крае, Ставрополье совсем другие люди, совсем другие лица, другие глаза. А русский север это та Россия, которая мало меняется духовно, несмотря на то, что происходит в нашей стране. Для меня наша русская душа – это наш север и Сибирь.
- Почему на игровые роли вы часто берёте непрофессиональных актёров?
- Мы с моими коллегами снимаем не «киношку», а стараемся запечатлеть в наших фильмах время и наших современников. Для нас главный критерий в нашей работе это ощущение подлинности. Не игры в жизнь, не игры в народ, а подлинная жизнь. Когда удаётся найти профессионального актёра, который соответствовал бы этому критерию, это замечательно, но если этого не удаётся, то мы приглашаем и работаем с непрофессионалами. В наших фильмах, и об этом мне говорили многие зрители, есть ощущение самого народа.
- О чём бы вам ещё хотелось бы снять фильм?
- Мне бы очень хотелось снять фильм о подвиге наших людей во время отечественной войны в тылу. Есть замечательный роман у Фёдора Абрамова «Братья и сёстры», где он говорит о том, что второй фронт открыла русская баба, а не союзники. Потому что всё меньше и меньше остаётся тех людей, которые ковали для нас победу, и мне кажется, что наш кинематограф сегодня в очень большом долгу перед ними.
- Фильм «Верую!» четвёртый в вашей фильмографии. Как вы думаете, почему за 20 лет работы было снято так мало картин?
- Для меня фильм – это, прежде всего, не способ зарабатывать деньги, это не возможность заявить о себе и самоутвердиться в кинематографе. Каждый фильм это факт моей биографии и не только моей. В какой-то степени это биография страны. Поэтому, сняв событие из истории моей ли семьи, моих ли знакомых, я полностью выкладываюсь в работе. И потом наступает момент опустошённости. Снять картину – это первая половина дела, вторая половина – это донести его до зрителя. Со всеми своими фильмами я езжу по России, по миру и осуществляю их встречу со зрителями. 2-3 года уходит на то, чтобы фильм дошёл до зрителя. И этим всегда занимаюсь я лично. На это уходит много времени и сил. Кроме того, я сама пишу сценарии, на это тоже нужно время. Но самое главное – это найти тему, историю, то, что ты не можешь не снять, что ты должен снять. Но это происходит не по мановению волшебной палочки. Нет. Должно что-то случиться в жизни. Чтобы потом из этого возник фильм.
- Скажите, как вы думаете, чем обусловлен интерес к вашим кинокартинам зарубежом?
- Я думаю, это обусловлено тем, что, когда мы рассказывали о России и о нашем народе то, что мы знали и то, что мы любили, за что мы болели, мы не ставили себе целью выйти на фестиваль. Нашей задачей было честно и насколько это возможно рассказать правду о времени, о стране и о людях, которые жили в одно время с нами. Таким образом, рассказывая о нас, мы вдруг поняли, что это оказывается созвучным во всём мире. Люди в наших фильмах узнавали и свои проблемы, свои отношения. В Швеции мне говорили, что это фильмы про них, французы себя узнавали. Когда рассказываешь с любовью и правдой о чём-то своём, но не для себя, это каким-то образом оказывается созвучным во всём мире. Кино – это очень универсальный язык. Люди могут не знать русского языка, и пусть будет не очень хороший перевод, но киноплёнка обладает таким свойством, что в ней запечатлевается душа автора фильма, исполнителей, и каким-то образом душа народа. И эта душа находит отклик у зрителей. Перефразируя известные слова, можно сказать «Душа с душою говорит». Для меня это очень большая скорбь, что мир переходит на цифровые технологии, DVD, видеопоказы. Никакой DVD не сможет передать тех ощущений, которые зритель получает при просмотре фильма на киноплёнке. Это две большие разницы.

Автор: Александр СВАРКОВСКИЙ

Источник: Курсквеб.Ру

Прочтений: 1996


Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)


Ссылки по теме:

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ссылку

Трансляция новостей на Вашем компьютере установить